За привезенный на утилизацию старый автомобиль автодилер должен выдать его хозяину сертификат на 50 000 рублей, который может быть использован в качестве скидки на приобретение новой машины, Российского производства. Реально эта сумма оказывается значительно меньше. Первое это транспортировка, т.к. владелец сам должен привезти свой авто в дилерский центр. Хорошо если машина может ехать на своих колесах, в противном случае нужен эвакуатор который обойдется в 1500 – 3000 руб. Второе, это оплата самой утилизации. Это будет стоить не более 3000 руб. Но большинство утилизационных центров оценивают данную процедуру в 7000 руб. А еще, оказывается с 50000 нужно налог заплатить в размере 13%. Но в марте были приняты поправки в Налоговый Кодекс, которые освобождают от уплаты этой суммы.
После того, как машину сдали дилеру, он должен отвезти ее в центр утилизации. На это государство должно компенсировать ему логистические расходы, не более 5000 руб. на один автомобиль. Загвоздка заключается в том, что утилизационные центры есть только в 49 регионах России. И поэтому многим дилерам придется везти автомобили в соседние области. В большинстве случаев предусмотренной государством суммы на это не хватит.
Чтобы сдать свой автомобиль дилеру, его необходимо сначала снять с учета в ГИБДД. Ехать нужно именно по месту регистрации автомобиля. А это не только время, но и возможно эвакуатор. Да еще ко всему нужно генеральная доверенность. Оформление которой займет не только время, но и порядка 1000 руб. В дальнейшем планируется принимать автомобили по простой доверенности.
Правительство сделало хитрый ход. С одной стороны упростила жизнь дилерам и ввела максимально автоматизированную систему учета утилизации. Дилеры могут в онлайн режиме отслеживать все сделки и обмениваться документами с чиновниками. Но с другой стороны, в результате неорганизованности, правительство до сих пор не разослало многим дилерам их логины и пароли. Тем самым затруднив работу многих дилеров
.Для некоторых дилеров программа утилизации может принести больше хлопот, чем денег. И поэтому многие из них могут организовать маленький бизнес по перепродажи старых авто. Такие проблемы уже были в 2009 году в Германии. Местная полиция обнаружила, что на переработку пошло только 10% машин, а остальные были перепроданы в страны Восточной Европы и Африки.
Большинство утилизационных пунктов в России сегодня не оборудованы необходимым оборудованием для утилизации машин. Поэтому скорее всего, большая часть запчастей появится на вторичном рынке. Санкции за подобные действия в нашей стране пока не предусмотрены.
Еще перед запуском программы утилизации в городе Ачинске (Красноярский край) был задержан Михаил Паньков, который обманом забирал себе предназначенные для утилизации автомобили. Паньков снял помещение, далее разместил в газетах объявления и, уверяя, что действует в рамках госпрограммы, забирал на утилизацию автомобили, взамен обещая заплатить 50000 руб. Деньги за свои машины владельцы не получили, а Паньков, тем временем, удачно их продавал. В целом он обманул 120 человек и заработал в общей сложности 1 миллион рублей.